Белки у разных народов мира

В древние времена с белками было связано много поверий и легенд.

У японцев она считалась символом плодородия и носителем нескончаемых идей. Часто изображалась вместе с виноградной лозой.

Кельты считали белочку вечной спутницей, олицетворяющей землю ирландской богини Медб – покровительницы верховной власти.

А вот беременным хорваткам запрещалось употреблять в пищу мясо белок, так как считалось, что ребенок может родиться черным.

Словаки вышивали символ белки на занавесках, которыми отгораживали роженицу, вместе с петухом, оленем и павлином. А новорожденного сразу заворачивали в беличьи шкурки, чтобы не подпустить к нему злых духов.

У северных народов в их календаре присутствовал месяц белки, который начинался с конца января и продолжался по конец февраля. Это время было связано с началом гона у этих зверьков.

Белка также фигурировала и у зороастрийцев, но только не в календаре, а в гороскопе в качестве покровительницы родившихся в определенные годы людей (1916, 1948, 1980, 2012 гг.). Согласно их верованиям, люди, рожденные в эти годы, должны иметь мелкие черты лица, обладать подвижностью, неровным характером, живостью, умом, высокой работоспособностью, домовитостью и стремлением создать семью, консервативностью во взглядах. Если же смотреть глобально, то для всего человечества эти годы чреваты подменой сложившихся моральных устоев.

По поверьям скандинавов, белка Рататоск («грызозуб») бегает по Мировому дереву Иггдрасиль, которое символизирует триединство Небесного, Земного и Подземного царствования. Она является посредником между живущим в его ветвях орлом (небом), меж глаз которого сидит ястреб Ведрфельнир, и обитающей у корней змеей Нидхегг (представитель нижнего мира). Считалось, что белка передает их бранные послания друг другу, поэтому она автоматически становилась носительницей недоброжелательства, неразберихи и воцарения хаоса.

Славяне называли белку хитрой за присущую ей ловкость и сходство рыжей шубки и пушистого хвоста с лисицей. У них скачущая по деревьям белка ассоциировалась со сверкающей молнией, то есть со стихией. Они считали, что она является вместилищем бога-громовника, становясь в один ряд с орлом – символом войны, и являясь предвестницей битв и мора.

Белорусы верили, что в образе белки к человеку приходят домовой, водяной или русалка, они, согласно поверьям, могли перемещаться с молниеносной скоростью.

Но не только негативное отношение было к этому зверьку. Ее изображали на талисманах или использовали в качестве оберега ее когти, полагая, что это улучшит благосостояние. Встреча же с ней сулила приход гостьи.

У разных славянских племен были свои особенные представления о символическом образе белки, которые накладывали отпечаток на их уклад жизни и религию. Так, русичи и белорусы считали, что весь беличий народ находится во власти лешего, который ими же и управляет.

В христианстве белка символизировала жадность и алчность. Так в «Соннике Соломона» говорится о том, что если во сне человеку явится белка, то мужчине это сулит встречу с лживой женщиной, потерю материальных накоплений, но и, как бы парадоксально это не звучало, неожиданную радость. Женщине такие сновидения предвещали, что она будет обманута недостойным человеком.

Как бы то ни было, языческие поверья и время темных веков минули, и к белке теперь обычные люди относятся просто как к милому, пушистому и обаятельному зверьку, а ученые как к одному из самых интересных живых объектов для наблюдения и изучения.